История проведения тренировочных сборов футбольной команды Астрахани в XX веке – в свидетельствах участников событий, а также любопытные факты и подробности работы, которая была и остается неизменной составляющей жизни любого профессионального спортивного клуба.
Первый тренировочный сбор в истории нашей команды был проведен зимой 1960 года в Гагре, тогда – Абхазская АССР в составе Советского Союза.
Гагра – это не только курортный город на побережье Черного моря, но и сама история советского футбола. Именно там, в санатории «Украина», в 60/80-х годах XX века жили на зимних сборах игроки и тренеры киевского «Динамо», одной из самых успешных команд футбола СССР.
По словам Йожефа Сабо, игрока киевского клуба, позже – тренера и менеджера, жили футболисты в комнатах по четыре человека.
- Мы проводили там сборы каждую зиму. Уезжали к Черному морю порой на целый месяц. Жили бок о бок с отдыхающими в санатории. Нас там хорошо знали, мы со всеми охотно общались.
График у футболистов одного из ведущих клубов большой великой страны на сборе в те годы был таким: утром обязательная зарядка у моря, потом завтрак, теория, первая тренировка. После возвращения в санаторий – душ, затем обед и двухчасовый отдых, потом снова теория и еще одна поездка, на вторую тренировку. Вечером - просмотр кинофильма и отбой ко сну.
- Возвращаясь с тренировки, форму игроки стирали самостоятельно, в душевой, а сушили, развешивая в санаторной котельной. Тренироваться мы ездили в Леселидзе. (Ныне советский Леселидзе – посёлок Гячрыпш на границе России и Абхазии. Там в конце 50-х годов XX века была построена тренировочная база республиканского общества «Динамо», где проводили свои сборы футболисты «Динамо» Тбилиси. Примечание пресс-службы «Волгаря»). - Прямой дороги по побережью в 60-х не было, ехали по горному серпантину, и достаточно долго. В январе было холодно, обратный путь в санаторий был малоприятным для игроков, - рассказывал Сабо, описывая быт советских футбольных сборов, в одном из своих интервью.
Футбольное поле в Гаграх киевлянам, одной из лучших команд той страны, предоставляли, по словам Сабо, только для контрольных матчей.
Схожая история с полями и проведением спаррингов, по свидетельству игрока первого состава «Волгаря», Валерия Фёдоровича Кондрашова, была у нашей команды.
- Первый свой тренировочный сбор «Волгарь» провел в Гагре, жили в Доме отдыха «Писатель» (Дом отдыха Союза писателей СССР был построен в 30-х годах XX века, в 59-м открылся для приёма гостей как Дом творчества Союза писателей СССР «Литфонд», ныне - Дом отдыха «Мидель-Гагра». Там отдыхали поэты Евгений Евтушенко, Бэлла Ахмадуллина, писатель Фазиль Искандер, актер и поэт, бард Владимир Высоцкий. Примечание пресс-службы «Волгаря»). – С полями там было не очень хорошо, поэтому постоянно куда-то ездили. Позже стали готовиться в Лазаревском (курортный район Большого Сочи, родина президента ФК «Краснодар», одного из самых ярких людей российского футбола, Сергея Николаевича Галицкого, - примечание пресс-службы «Волгаря») – Там поля были, но команд было много и время было расписано плотно. Буквально – одни ушли с поля, другие зашли. Ради спаррингов мы выезжали в Адлер, иногда – в Леселидзе. На дорогу тратили много времени, но выбора не было. Позже, тоже 60-х, стали выезжать на первый сбор в Теберду. Там катались на лыжах, бегали, закладывая в среднегорье необходимую базу физической готовности. Потом ехали на Черноморское побережье, где играли контрольные матчи, попутно тренируясь.
Кондрашов завершил карьеру игрока после сезона 1972 года. Во второй половине 70-х годов XX века в программе сборов «Волгаря» появляются новые локации и ставший традиционным, ежегодным, турнир. Рассказывает Борис Башкин, полузащитник астраханской футбольной команды в 1977/89 годах, позже – тренер нашего клуба.
- Место проведения сборов зависело от личности главного тренера. Юрий Николаевич Белоусов (годы работы в «Волгаре» 1964/71, 1979/82 - пресс-служба клуба) и Владимир Иванович Ерофеев (главный тренер «Волгаря» в 1984/85, 1988/90, 1993/96 годах) любили район Теберды. Там команда в их бытность зачастую начинала подготовку к сезону. Я впервые поехал на сбор в 1977 году. Жили в поселке Каменный Мост, близ Карачаевска. Это по дороге на Домбай, предгорья Кавказа. Условия проживания и быт – спартанские.
- Ринат Дасаев, легенда клуба, будущая звезда мирового футбола, куда приехал на свой первый сбор как игрок «Волгаря»?
- Его привлекли к работе с командой в 75-м, меня в команде еще не было, главным тренером был Федор Иванович Новиков. Он предпочитал работу на Черноморском побережье. Точную локацию сборов тех лет не подскажу, но, полагаю, это был Адлер. Мы постоянно жили там, располагаясь в Рыболовно-спортивной станции «Рыбак и Охотник». Думаю, название теперь сменилось (на самом деле нет, на месте станции сегодня – отель «Охотник», пресс-служба «Волгаря»), но там, у моря, близ железнодорожного вокзала Адлера, долгие годы была фактическая зимняя база «Волгаря».
Важнейшим этапом подготовки к сезону, который проводился в те годы по системе весна/осень, для «Волгаря» был турнир в Москве. Во второй половине января – начале февраля в спартаковском манеже «Сокольники» проводилось Зимнее Первенство ДСО «Спартак». Играли в одном манеже, в гости к главной команде общества приезжали 15 команд.
Минимум две трети соперников на спартаковском турнире для многократного чемпиона нашей страны - российские футбольные команды: «Спартаки» из Нальчика, Костромы, Тамбова, Орла, Владикавказа, Рязани, Семипалатинска, коллективы Красноярска, Калининграда, Благовещенска, Грозного, Саратова, Элисты, Астрахани, московская «Красная Пресня», команда СКИФ подмосковной Малаховки, где базируется Институт физкультуры. Позже в этом турнире стали принимать участие украинские команды из Житомира, Керчи, Севастополя; приезжали футболисты ГДР, клуб «Унион» Берлин.
- «Волгарь» и нынешний «Ахмат» были командами общества «Спартак»?
- Да, в советское время так было. Более того, мы обязаны были на турнир нашить на игровую футболку эмблему общества «Спартак».
- «Волгарь» долгие годы играл в красной форме. Это цвета спортивного общества, в котором, получается, была команда долгие годы.
- Все верно. Форма у нас была по советским меркам правильной – как предписано ведомственной принадлежностью.
- А что было после турнира в Москве?
- В Армавире или Прохладном проводили еще один спартаковский турнир, поскромнее, но играли команды уже на грунте - рассказывает Василий Николаевич Матвеев, тренер нашего клуба в 80/90-х годах XX века. – Я начал работу в команде в 82-м, помогал Юрию Николаевичу Белоусову, а потом возвращался, когда командой занимался Владимир Иванович Ерофеев. Запомнился 1985 год, турнир в Прохладном, Кабардино-Балкария. Романцев только начал работу в «Красной Пресни», завершив карьеру футболиста. Он выступил тогда в клубе города, рассказал о футболе, своем видении игры.
- Сезон в южной российской зоне Второй лиги футбола СССР начинался в конце апреля, а где готовилась команда в феврале, марте?
- В апреле, второй половине марта в Астрахани можно было найти нормальное поле и работать дома. В феврале команда уезжала в Адлер.
- После распада Советского Союза, каждый клуб мог выбирать себе место для сбора, исходя из возможностей и желаний, а не оглядываясь на спортивное общество и родное предприятие. Многие поехали заграницу, чего прежде были лишены. Когда «Волгарь» впервые провел тренировочный сбор за пределами нашей страны?
- В 97-м, в Арабских Эмиратах, - вспоминает Башкин. - Поставили задачу выхода в Первую лигу, пришёл опытный Энвер Юлгушов, работавший прежде в Ростове-на-Дону. Ростовский клуб там часто проводил сборы. Это сегодня Дубай, куда мы отправились, дорогой и модный город, а тогда там все было достаточно скромно, а цены – адекватными. Юлгушов об этом знал, и повез команду туда, где уже был и остался доволен условиями.
До этого мы работали по привычной схеме, но спартаковского турнира в манежах Москвы уже не проводили, а к привычным для команды адресам добавилась Анапа. Там проводился турнир для команд Второй лиги, где мы участвовали.
Позже, в новом, XXI веке, наша команда работала на сборах, и не раз, за рубежом – в Венгрии, на Кипре, в Турции, побывала в Испании, Словакии.