Мяч и глобус. «Волгарю» и его болельщикам посвящается

Болельщики
31 мая 2023

В субботу, 3 июня 2023 года, наша команда матчем в Жигулёвске с клубом «Акрон» Тольятти, завершит свой восемнадцатый сезон в первой российской лиге. В одном из секторов этой компактной арены «Волгарь» будут поддерживать люди, которые сделали поездки на гостевые матчи важной частью своей жизни, по возможности делая футбол ярче. 

Для «Волгаря» дебют в первой лиге России – время, когда в Астрахани появилась организованная группа болельщиков. 31 мая 1999 года - дата первого массового и организованного с полмощью клуба выезда. Тогда же, в мае 99-го, появились первые визуальные, и не только, средства поддержки – баннеры, флаги, шарфы.

Мы поговорили с тем, кто был инициатором того, что сегодня в официальных регламентах и нормативных документах называется «сектор активной поддержки». Максим Волков, он же «Сенатор», живёт в Ханты-Мансийске. В 99-м он был студентом Астраханского государственного технического университета, а сегодня по-прежнему приезжает туда, где есть мяч, футбольное поле и матч с участием астраханских футболистов.

Максим Волков путешествует за «Волгарём», давно уехав из Астрахани - города его юности, места, где сибиряк получил высшее образование. 

- Как житель Ханты-Мансийска мог стать преданным болельщиком «Волгаря»?

- В Астрахани родилась моя мама. Она закончила на Родине ВУЗ и по распределению уехала в Югру. Там в конце 70-х создавали четыре рыбокомбината и нужны были кадры. В итоге мама так и осталась в Хантах, а меня постоянно отправляли на лето в Астрахань, к дедушке и бабушке. 

На «Волгарь» меня первый раз привёл дед. До этого я успел влюбиться в футбол благодаря трансляциям матчей Чемпионата мира 1986 года. Турнир состоялся в Мексике, у нас была шикарная сборная, выиграли тогда стартовый матч у венгров со счётом 6:1. Ещё блистал Марадона, у французов и немцев были очень сильные команды. Но от присутствия на стадионе ты получал тогда совершенно незабываемые ощущения. В памяти осталось, что игра - достойная, а всё-все, что рядом с полем – яркое, красивое! 

Запомнился матч Буферной зоны со СКА Ростов-на-Дону. Выиграли, 1:0 у команды, которая еще недавно играла в Высшей лиге, потом в Первой. 

Мы с дедом регулярно приходили на Центральный стадион. Так я начал болеть за «Волгарь», попутно стал коллекционировать матчевые программы, стал пристально следить за астраханской командой. В 14 лет первый раз попал на выездной матч, в Курске. Для этого пришлось буквально убежать от родственников. Тогда я участвовал в поисковом движении, приезжал на раскопки на Курскую Дугу, город Обоянь. Ну, и не мог, конечно, пропустить игру «Волгаря». Тем более, опыт болельщика на выезде уже был: в апреле 94-го поддерживал тюменское «Динамо-Газовик» в Екатеринбурге.

Екатеринбург, стадион «Уралмаш», 1994 год. Матч Высшей лиги России «Уралмаш» - «Динамо-Газовик». Максим Волков - в центре фото. 

- Вы побывали в Курске в 94-м, кто-то наверняка «гонял» за «Волгарь» в 80-х и начале 90-х. Ветераны клуба прекрасно помнят, что астраханцы, в том числе сотрудники Рыбокомбината, долгие годы поддерживавшего команду, организованно посещали игры в Махачкале, Элисте, Ставрополе, Волгограде. Почему тогда точкой отсчёта для организованного фан-движения считается май 1999-го?

- То, что вы вспоминаете сложно назвать фанатским движением. Можно быть в отпуске, и прийти поддержать команду родного города. Это здорово. Можно жить или оказаться по работе в другом городе и тоже прийти на футбол, поддержать свою любимую команду. Это тоже большой плюс. Да, в советское время многие предприятия, которые помогали спортивным командам, организовывали поездки куда-то в соседний город для своих сотрудников – на футбол, на хоккей. Астрахань тут не исключение. Это тоже часть истории «Волгаря». Но фан-движение это не разовые поездки, и главное - особая субкультура.

«Волжские браконьеры» и болельщики Ставрополя, в Астрахани, на матче Третьего дивизиона/КФК  с участием «Судостроителя» Астрахань и, предположительно, «Сигнала» Изобильный. 1999 год. 

По моему мнению, фанаты – это важнейшая составляющая футбольного праздника, который невозможен без ярких и активных трибун. Поддерживать свою команду можно по-разному, но заводят трибуны, которые потом дают энергию игрокам и нужные любой команде в сложной игре эмоции, обычно те, кто всегда активен на стадионе. Это можно делать голосом, сидя где-то на секторе. Да просто делиться с окружающими своими переживаниями! Но всё это реально и комфортно делать в специальном секторе арены. Там без визуальных средств поддержки никак не обойтись. Это важные моменты. Именно они делают движение движением, а не просто походом на футбол, что, замечу, тоже важно и нужно. 

- Как все начиналось в 99-м, почему было выбрано такое имя – «Волжские браконьеры»?

– Нам хотелось создать что-то своё, оригинальное, отличающееся от ведущих фан-группировок страны. Цель была такая: у фанатов «Волгаря» своё лицо. Тогда по стране гремели «Warriors» ЦСКА, «Gladiators» «Спартака», «Fire Power» «Факела». Названия, сами видите – агрессивные. Мы хотели похожего, но с астраханской привязкой. Название нами выбранное это провокация, но без хамства и грубости. В целом - удачное. Про хайп тогда никто ничего не знал у нас, но вышло по итогу неплохо. 

Сама идея, что называется, витала в воздухе. Мы знали, что в первом дивизионе, куда пробился «Волгарь», это развито, почти все клубы имеют такую поддержку. В начале года с идеей «Браконьеров» пришли к тогдашнему генеральному директору клуба Юрию Николаевичу Макову. Он дал «зеленый свет». 

- Почему первым выездом стал Ставрополь, куда ещё тогда удалось выехать?

Изучив календарь, поняли: Ставрополь – удобная поездка, если говорить о начале выездной деятельности движа: 580 км по трассе. Ближе тогда была только Махачкала. На первых порах нужна была массовость, а уж потом идеи, акции. К концу мая успели изготовить и партию шарфов, и баннеры. Первые «розы» заказали на астраханской «Трикотажке».

Клубом был выделен автобус, на котором и поехали в Ставрополь. Обратно всех, кто поехал на тот выезд, забрали в чартер. «Волгарь» летел самолётом «Газпром авиа», нас взяли в тот полёт.

Существенную помощь в организации  нам тогда оказали журналисты астраханской спортивной газеты «Третий тайм». Её главный редактор, Олег Викторович Фомичев, внимательно нас выслушал и согласился оказать содействие. На страницах газеты дали несколько объявлений о создании организации и месте сбора.

На Центральном стадионе 15 апреля 1999 года собралось около 40 человек. Тогда и было принято решение о создании «Волжских браконьеров». Постепенно ряды «Волжских браконьеров» расширялись, и уже к концу 1999 года на секторе было более 200 фанатов. Наша фан-группировка была одной из самых многочисленных и по праву являлась одним из лидирующих фан-движений дивизиона!

«Волгарь» 1998 года, победитель первенства в южной зоне Второй дивизиона. Юрий Маков - в центре фото, рядом - Валерий Кондрашов, легенда нашего клуба и Энвер Юлгушов, главный тренер той команды.

То время – одно из самых ярких в истории фан-сектора, самой команды. «Волгарь» не просто мечтал, а вел борьбу за выход в Высшую лигу, в составе были яркие, известные всей стране футболисты. Стремительными темпами развивалось и фанатское движение. На систематической основе был осуществлён выпуск самиздатовского альманаха «Браконьерский экспресс». В 99-м «пробили» семь городов - Ставрополь, Саратов, Липецк, Смоленск, Москва, Орехово-Зуево, Тула. В 2001-м команду поддерживали на всех матчах. В Элисту состоялся самый массовый выезд фанатов «Волгаря». Состоялся и первый «золотой сезон» для фаната «Волгаря». Были и стычки, и самые разные эмоции, и даже разделение, а потом и распад «Браконьеров».

Сегодня «Волгарь» не остается без поддержки даже когда вход на арену, где проводится матч, закрыт из-за пандемии вируса COVID-19. Ноябрь 2020 года, Домодедово Московской области.  

К этому моменту я вернулся в Ханты-Мансийск. Не хотелось покидать Астрахань, но семья просила быть рядом с ней. В 2003-м уже ездил за «Волгарём» из Хантов, и продолжаю делать это и сегодня. Иногда это непросто, железной дороги у нас нет, поэтому только самолет или машина, но главное – это движение, сопереживание команде. Везде и всегда! 

В Астрахань стараюсь приезжать регулярно, летом провожу пару недель у родственников. В этом году планирую быть в городе юности в августе, возможно - посетить матч с «Торпедо».

Болельщики «Волгаря», поддерживая любимую команду, посетили 77 населенных пункта нашей страны, где она проводила официальные  матчи. География и масштаб самый разнообразный: Сочи и Калининград через Ростов-на-Дону и Казань - до Читы и Красноярска; от Балтийского до Японского моря, на небольшом стадионе в посёлке Прогресс Краснодарского края к аренам чемпионата мира по футболу 2018 года. За командой её болельщики ездили, когда она оказалась на сезон в КФК; они были рядом с ней в Махачкале, на стыковом матче за выход в РПЛ. 

Астраханские болельщики на Центральном стадионе в Красноярске, начало XXI века.  

 

Последние новости